На главнуюПредставительство Республики Татарстан

 

 

 

Полезные статьи, ссылки

От римского Православия к Православию Британских островов. Новости

От римского Православия к Православию Британских островов.

02.05.2012

600 год: Церковь исчезнувшая

Святитель Августин Кентерберийский крестит короля Этельберта
Святитель Августин Кентерберийский крестит короля Этельберта

Через полтора столетия после последнего известного нам обращения Британии за помощью – к консулу Аэцию в Галлии в 446/447 году, Церковь в восточной и центральной Британии почти полностью исчезла. Что же случилось с римским Православием в Британии? Почему святой Августин, прибывший в Англию с 40 монахами в 597 году, обнаружил так мало следов христианства на юго-востоке острова, особенно в королевстве Кент, которым правил король Этельберт, прославленный позже в лике святых?

Кроме места погребения мученика Албана на холме над городом Верулам, никаких следов Церкви не осталось в тех частях Британии, которой правили английские короли-язычники. Не было епархий, даже в Лондоне и Йорке, – кругом торжество язычества; не было храмов – только одни руины; не было приходов и монастырей, как, например, в Галлии, лежавшей в двух десятках миль на восток через Ла-Манш. С другой стороны, святой Августин знал о епископах далеко на западе острова. Откуда они пришли? И почему ни один представитель этой таинственной Бриттской Церкви не явился поприветствовать святого Августина, когда он со своими монахами высадился на острове Танет? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

До 400 года: римское Православие в Британии

Св. мученик Альбан
Св. мученик Альбан

Письменные свидетельства о существовании Православия в Британии в первые три века по Рождеству Христову немногочисленны. Почти не вызывают сомнений сообщения Тертуллиана и Оригена о том, что в Британии ко II веку уже были христиане; а если мы доверяем преданиям Востока, то примем к сведению, что христианство в Англии имеет апостольские корни и появилось на этой земле в I веке.

И все же самые ранние из местных свидетельств датируются 300-ми годами, и даже они были записаны лишь в VIII веке преподобным Бедой Достопочтенным. Как известно, Беда пишет о мученичестве святого Албана и страданиях Юлия и Аарона в Кэрлеоне (Уэльс). Это поселение располагалось возле крепости легионеров, и, скорее всего, здесь были и христиане: солдаты и торговцы из восточных провинций Рима, исповедавшие, как правило, христианство, могли принести сюда, на запад, эту новую восточную веру. Примечательно, что Аарон – еврейское имя; оно говорит о том, что он, скорее всего, был еврейским купцом, принявшим Православие. Имена Албан и Юлий латинские, а не кельтские. Неясно, когда именно пострадали эти три мученика: в середине III века, во время гонений Деция (250–251), или во время гонений Диоклетиана (303–305), – большинство ученых принимают самую раннюю дату. Согласно святому Гильде Премудрому (ок. 500 – ок. 570), в Британии также были «другие мученики обоего пола в различных местах». А примерно через десять лет после окончания гонений на Западе Бриттская Церковь уже имела епархии и епископов. На Арльском соборе 1 августа 314 года присутствовали три британских епископа. Это был первый важный собор всех западных провинций, и созвал его сам святой император Константин. Собор должен был разрешить спор между Карфагенским епископом Цецилианом и его оппонентами-донатистами, но вскоре обратился и к другим делам, таким как правильная Пасхалия и священнослужение диаконата. Британию представляли три епископа – из Лондона, Йорка и Линкольна (или, возможно, Колчестера), а также священник с диаконом. Сколько епархий и епископов существовало в Британии в то время, остается только догадываться. Выдвигаются различные версии; вероятнее всего, в те времена епархии были в Лондоне, Сиренчестере, Линкольне, Йорке и Карлайле, а также, возможно, в Кентербери, Рочестере, Винчестере, Колчестере, Сент-Олбансе, Дорчестере (Оксфордшир), Силчестере, Глостере, Бате, Эксетере, Каэрвенте, Роксетере, Честере и Каттерике. Не вызывает сомнений, что римское Православие в Британии было сосредоточено в определенных областях. Эти области находились: у эстуария Темзы (Чилтернс, Сент-Олбанс, Колчестер, Рочестер и Кентербери); у эстуария реки Северн (район города Илчестер и большие виллы вокруг Бата, Сиренчестера, Глостера и южного Уэльса); в регионе Ист-Мидлендс – районе сельских вилл; в районе Честер – Роксетер; в области Йорк – Лидс; в районе Адрианова вала, включая Карлайл.

Важно отметить, что единственной областью, которая не пострадала от последующего языческого («саксонского») завоевания Британии, был южный Уэльс, и именно ему в будущем предстояло сыграть ключевую роль в христианизации Британии.

В IV веке Церковь Британии, последовав примеру своей соседки – Церкви Галлии, встала на сторону святителя Афанасия против ереси Ария. Британские епископы поддержали его и в 343 году на соборе в Сардике (София в нынешней в Болгарии), присоединившись к другим сторонникам святителя. Святой Иларий, епископ Пуатье, сосланный во Фригию, в 358 году в письме из ссылки среди друзей святителя Афанасия перечислял и британских епископов. Правда, в 360 году три британских епископа (настолько бедных, что деньги на поездку им были выделены из имперской казны) приняли участие в соборе 400 епископов, созванном императором Констанцием в Ариминуме (Римини) в Италии. Заседание собора проходило в городской церкви, и епископы уступили давлению и согласились с еретическим символом веры, отрицавшим единосущность Сына Отцу.

Позднее, около 396 года, Виктриций, монахолюбивый епископ Руанский, приехал в Британию на собор британских епископов, чтобы помочь им принять решение по вызвавшим споры вопросам, вероятно, имевшим отношение к почитанию мучеников и их мощей. Как видим, Британия в церковных делах получала помощь из Европы.

Золотая римская табличка, обнаруженная в Уотер-Ньютоне, Кембриджшир
Золотая римская табличка, обнаруженная в Уотер-Ньютоне, Кембриджшир

Тем не менее, археологические изыскания доказывают, что в Британии были активные христианские общины на протяжении всего IV века. Одна из таких общин находилась в Дуробриве (Уотер-Ньютон) в Хантингдоншире (ныне Кембриджшир). Здесь был обнаружен клад из золотых и серебряных предметов, а также основание престола. Среди наиболее важных находок – красивый серебряный потир с двумя ручками, большой серебряный дискос, часть серебряного подвесного светильника, несколько сосудов и 19 серебряных пластин – на некоторых из них выведено «Χρ». Подобные свидетельства находят на многих виллах, располагавшихся на юге центральной Британии. Например, в Хинтон-Сент-Мери графства Дорсет: центральная фигура мозаики самой большой комнаты виллы – это изображение выглядящего очень «по-римски» Христа на фоне монограммы «Χρ». Две другие виллы неподалеку от Хинтон-Сент-Мери тоже имеют свидетельства того, что жившие здесь в середине IV века были христианами. Во Фрамптоне (Дорсет) монограмма «Χρ» является центральной частью мозаики при входе в небольшую комнату в форме апсиды. Найденные в соседнем Файфхед-Невилле два золотых кольца с надписью «Χρ» тоже говорят о вере их владельца. Комнаты христиан, отделенные от остальной части римо-британского дома в Лаллингстоуне графства Кент, относятся к чуть более позднему периоду. Фрагменты двух монограмм «Χρ» сохранились в декоре стены при входе в часовню. Еще более впечатляют фрагменты шести фигур в туниках, стоящих между колоннами здания, которое, скорее всего, было церковью. Одна из фигур, крайняя справа, изображена с поднятой рукой, как будто благословляет. Эти фигуры, вероятнее всего, духовенство или апостолы, а если последние, то их первоначально было 12.

400–450 годы: «послеримское» Православие. Падение империи и церковное возрождение

Святитель Ниниан Уитхорнский. Иконописец: Айдан Харт
Святитель Ниниан Уитхорнский. Иконописец: Айдан Харт

Историческим следствием совместных нападений варваров – пиктов, ирландцев и саксов – в 367–369 годах стал конец римской христианизации Британии. В 401 году римские войска покинули Британию, в 409 году римляне велели Британии защищаться самостоятельно, а в 410 году пал и сам Рим. Но это совершенно не значит, что в церковных делах Британии в это время был упадок. Мы знаем нескольких церковных деятелей этого периода. Это претендовавший на Западную империю Марк (408) и епископ Фастидий, писавший между 420 и 430 годами, – его упоминает писатель конца V века Геннадий Марсельский. В начале V века в Британии еще оставались довольно зажиточные христиане. Имеются остатки христианских сооружений, например, в Иклингхэме графства Саффолк и Юли графства Глостершир. Руины христианских домов также найдены в Роксетере (Вирокониум) и Линкольне. Однако теперь мы сосредоточим свое внимание не на этом ослабевающем продолжении христианской жизни. Нас будет интересовать влияние из-за пределов Британии.

Как мы уже упоминали, в IV веке Церковь Британии зависела от Церкви Галлии, в V веке это галльское влияние еще более усилилось. Все чаще британские паломники возвращались из Галлии под сильным впечатлением от новых монашеских учений, приходивших туда из Египта, Сирии и Палестины в IV столетии. Эти аскетические влияния распространились на севере до Тура, возле которого около 372 года святым Мартином был основан монастырь. Вполне возможно, что некоторые паломники из Британии обучались у святого Мартина († 397). На юге Галлии монашество укоренилось при таких отцах Церкви, как святой Иоанн Кассиан († 435) и святой Викентий Лиринский († 450). Первый из них жил у монахов Египта между 385 и 399 годами и принес египетское, так называемое «Пахомиево», монашество с собой на юг Галлии.

Первым британским паломником, возвратившимся из континентальной Европы, был будущий святой Ниниан (ок. 360 – ок. 432). Он, возможно, встречался с епископом Виктрицием Руанским, хотя более вероятно, что он посетил Рим и монастырь святого Мартина в Туре. Как бы то ни было, но, вернувшись в Британию, он отправился севернее Адрианова вала и около 410 года начал миссию в юго-западной Шотландии, увлеченный новыми монашескими веяниями. Белая «каменная церковь», построенная святым Нинианом на острове Уитхорн на юго-востоке Уигтауншира (ныне область Дамфрис и Галлоуэй), была освящена во имя святого Мартина. Преподобный Беда писал, что она была построена «очень давно». Прозванный «апостолом южных пиктов», святой Ниниан был действительно апостолом нынешней Шотландской низменности. Это область между Антониевым валом и Адриановым валом, включающая Глазго и Эдинбург.

Святой Ниниан принес из Галлии поистине новую духовную силу, и не вызывает никаких сомнений, что он вдохновлял многих в северной Британии, Уэльсе и Ирландии на протяжении десятилетий, хотя в более поздние годы пикты и отступили от веры. Так что святой Патрик († 461 или 493), как и многие другие, находился под прямым влиянием монастыря Уитхорн. Кажется, он был родом из места, находившегося недалеко от вала, а имя мужа его сестры было Мартин. Конечно, ирландец святой Энда († 530) прошел обучение в этом «рассаднике» монашества, основанном святым Нинианом, и сам стал основателем ирландского монашества. У святого Энды было великое множество учеников, прямых и непрямых, среди которых очень почитаемые святые: Финиан Мовильский († 579) в Ирландии и Кентигерн († 612) в южной Шотландии, мощи которого по сей день хранятся в соборе города Глазго.

В этот период римского культурного упадка, наступившего к 420-м годам, некоторые в послеримской Британии поддержали типично языческое римское, гуманистическое, антимонашеское учение интеллектуала-аристократа римо-британца Пелагия (род. ок. 375). Его учение стало популярным в начале V века в Риме, где он проповедовал, а позднее в Карфагене, насаждаемое усердным учеником Пелагия Целестием. Интересно и промыслительно, что два даровитейших галльских епископа – святой Герман Оксеррский и святой Луп Труасский, давшие православный ответ на эту ересь, – посетили Британию в 429 году. Святитель Герман, сделавший Оксерр прославленным монашеским центром северной Галлии, наряду с Туром, вновь приехал в Британию в 447 году вместе со святителем Севером Трирским, чтобы опять сражаться с этой ересью. Здесь учеником святого Германа стал святой Иллтид Уэльсский († ок. 530) – отец уэльсского монашества, ставший для Уэльса тем же, кем был святой Энда для Ирландии. Под влиянием святого Иллтида возрастали святой Кадок († ок. 580) и святой с латинским именем Дубриций (Дифриг; † 545), святой Патерн († 550) и святой Павел Аврелиан († 575), а также святые Гильда († 570), Давид (ок. 500 – ок. 601) – обученный в монашеской жизни другими святыми с латинскими именами: Иустином († 540) и Павлином; Тейло († 560 или 580), Деиниол († 584) и целый сонм уэльсских монахов, живших и подвизавшихся по примеру египетских отцов, – своего рода уэльсская Фиваида.

Говоря об уэльсском монашестве, мы не можем обойти вниманием первую миссию в юго-восточную Ирландию в начале V века, вероятно подготовленную в Уэльсе. Традиционно считается, что в составе этой миссии были: святой епископ Деклан († 450) Ардморский, который, возможно, обучался в Галлии; святой Ибар († 450) и его племянник святой Аббан († 470); святой Киеран Сайгирский († 530) – «первенец из святых Ирландии»; святой Аильбе († 527), имевший учеников в «неримской» Ирландии.

Святитель Патрик Ирландский
Святитель Патрик Ирландский

Однако нам не следует забывать и еще об одной миссии, вдохновленной галльским влиянием. Это была миссия в Ирландию святого Палладия, возможно тоже из Оксерра. Папа Римский отправил его на юго-восток Ирландии в 431 году. Однако Ирландия всегда будет считать своим апостолом святого Патрика.

К 430-м годам римо-британская семья святого Патрика (390–461?) жила на северо-западе Британии уже в течение трех поколений. Имя Патрик латинское (от Patricius – Патриций). Дед святого Патрика был священником, а отец – диаконом, к тому же и римским чиновником. Святой Патрик тоже был вдохновлен духовным обновлением Галлии. Хотя имя святого Патрика всегда связывается с египетской моделью монашества острова Лерин и монастыря святого Мартина близ Тура, не вызывает сомнений, что он обучался и у святого Германа Оксеррского. Святой Патрик крестил среди других и святую Бригитту Кильдарскую († 525), и это «перевернуло» историю Ирландии. Через 100 лет после преставления святого Патрика Ирландия была полностью покорена крестом Христовым и оставалась настоящим духовным маяком для Западной Европы до IX века. При этом следует заметить, что британец Патрик отправился проповедовать в Ирландию, а не в Британию. В Британии тогда все еще не было такого влиятельного духовного движения, подобного монашеству Лерина, давшего Церкви Галлии так много духовных руководителей в период германских завоеваний.

450–500 годы: упадок «послеримского» Православия в Британии

В середине V века в Британии многие коренные бритты все еще относили себя к римско-кельтской вере, храмы, как и прежде, продолжали привлекать богомольцев. Что касается Православия, то оно было городским и сельским, сохранялось в остатках римских городов и в поместьях, распространяясь не очень равномерно. Это была религия меньшинства. Она была сильнее на юге, чем на севере, за исключением Йорка и территорий у Адрианова вала. Общее положение на большей части Британских островов, кроме, как мы уже отмечали, острова святого Ниниана на юго-западе Шотландии, Ирландии и полуострова Уэльс, было таковым: наблюдался всеобщий духовный упадок. Об этом свидетельствует и распространение ереси Пелагия в первых десятилетиях V века. Как и все ереси, она появилась из-за отсутствия духовной чистоты и, следовательно, понимания. И действительно, весьма зловеще отсутствие письменных свидетельств о христианстве в Британии после 446/447 года – этим временем датируется обращение к Аэцию в Галлии с просьбой о помощи против варваров; к 447 году относится и последняя поездка в Британию святого Германа.

Нам известно лишь о единственном военачальнике, защищавшем запад римской Британии около 450 года, – с римским именем Амброзий Аврелиан; в честь него назван город Эймсбери в графстве Уилтшир. Но известно также и о том, что в это время существовало несколько церквей: за южными стенами Колчестера, в Силчестере и, может быть, Линкольне; была также «гарнизонная церковь» и крещальная купель в Ричборо. Церкви были, вероятно, в Каэрвенте, Кентербери, Эксетере и Лондоне. Подкрепляет предположение о существовании церквей и наличие кладбищ, как в Паундбери рядом с Дорчестером и Лэнкхиллс близ Винчестера. Все упомянутые церкви, кроме, возможно, линкольнской, были небольшими, их обычные размеры – 40х25х30, некоторые имели апсиды. Понятно, что их общины были маленькими. Остается неясным, когда эти церкви были оставлены: до или после 450 года. В любом случае, считается, что Йорк был последней епархией восточной части Британии, а его последний епископ умер в 470-е годы – к этому времени городская жизнь в Британии прекратилась.

Ясно также, что есть прямая связь между участившимися нападениями язычников, затуханием жизни в городах и упадком Православия в большей части Британии. Конечно, свидетельства о Православии в восточной Британии в шестом десятилетии V века разрозненны. Так, в Лаллингстоуне графства Кент существовала часовня, но это была домовая часовня в поместье. Рассеянные по всей Англии многочисленные населенные пункты, названия которых начинаются с «Eccles» (от слова Ecclesia – «церковь»), – знаки существования церквей в здешних римских поместьях, брошенных примерно в это время и с удивлением обнаруженных передовыми отрядами англичан-язычников. В восточной Британии нередки находки разных мелких предметов из заброшенных в эти годы церквей. Были найдены подсвечник, небольшой диск с монограммой «Χρ», кольца и ложки с христианской символикой, другие предметы – и все, как правило, в южной и восточной Британии. Обнаруженные свинцовые купели для крещения – подтверждение того, что православная жизнь теплилась в этих краях. Это большие емкости, вмещающие от 25 до 45 галлонов воды. Было найдено более 20 купелей, из которых семь, с гравировкой «Χρ», относятся к середине IV века.

Это было время, когда в Галлии и других западноевропейских провинциях Рима расцветало Православие, но ситуация в Британии была совершенно иная. В послеримской Британии не возникло ничего, что можно было бы сравнить с громадным кафедральным соборным комплексом Женевы (на месте существующего сейчас русского православного собора), с храмами Арля и Нарбонны в Галлии, с церквями галльских поместий и настоящим «садом» православного монашества на острове Лерин. Почему же послеримское Православие в Британии не пошло по тому же триумфальному пути, по какому пошли Церкви на континенте? Мы можем назвать две причины этого.

Во-первых, Британию терзали воинственные язычники: пикты, скотты и саксы. Во-вторых, многие римо-британцы покинули Британию – периферию Римской империи, переселившись в Ирландию или Галлию, но чаще всего – в Бретань. Между 450 и 550 годами многие романизированные христиане-британцы пересекли море, заселяя и просвещая Евангелием Арморику, дав ей имя «Бретань» (или «Новая Британия»), а отдельным ее регионам – именования «Корнуай» и «Домнония» (от областей Британии Корнуолл и Девон. – Пер.). Британский епископ с латинским именем Мансвет, согласно летописям, принимал участие в церковном соборе в Туре в 461 году; другой британец, по имени Патерн (будущий святой), был хиротонисан в епископа города Ванн в Бретани в 463 году. В VI веке сюда последовало множество святых миссионеров из Уэльса и Корнуолла.

В V веке в Галлии жил Фавст († 490) – бритт, ставший настоятелем монастыря Лерин в 433 году и епископом Рье близ Экса в 461 году. До 475 года его посетил другой бритт, по имени Риокат, «епископ и монах». Кроме Галлии выходцы из Британии, по архивным свидетельствам, были в галисийской (кельтской) Испании, где епархия Бритония существовала вплоть до 900 года.

Почему же никто из богатых христиан римской Британии, владельцев вилл, не стал епископом, как их бывшие соотечественники, перебравшиеся в Галлию? И почему эти владельцы поместий не приводили своих арендаторов к Православию? Все дело в том безразличии к христианству, которое было у большинства слегка романизированных бриттов; другая причина – этническое и социальное разделение населения позднеримской Британии: христианство многими, вероятно, воспринималось как «имперская религия вилл» – вера немногочисленной римской колониальной городской латинской элиты – аристократии. Христианство было «не своим» для коренного населения, и уж тем более «не своим» для настроенных против римлян варваров некельтских племен. Например, церковным языком на Западе была латынь, но сомнительно, говорили ли на этом языке простые жители Британии. Иначе она бы сохранилась и в деревенской среде, а не только в искусственной или академической форме и как язык духовенства. Заметим, что латынь в Британии так и не развилась до варианта романского языка, как во Франции, Испании, Португалии, Италии и Румынии. Сельское население осталось преданным кельтскому языку, и лишь некоторые слова заимствовало из латыни.

После 500 года: неримская Британия – «Фиваида»

Итак, римо-британцы покинули нехристианский и, вполне возможно, почти безлюдный восток Британии, освободив место англичанам-язычникам – в основном англам, саксам и ютам, пересекшим Северное море в V веке. Из оставшихся бриттов некоторые, возможно, погибли в стычках с язычниками, но большая их часть породнилась и смешалась с завоевателями. Святой Гильда, писавший около 542 года, сообщает, что даже ушедшие на запад или далеко на север столкнулись и там с войнами. Конфликты провоцировали племенные «тираны» (то есть вожди); войны велись между номинально христианскими кельтскими кланами (слово «клан» латинского происхождения). Эти локальные войны были дополнением агрессии язычников: пиктов и ирландцев на севере и «саксов» в других районах. Оборона кельтского запада и, возможно, севера, одним сильным вождем – Дуксом Арториусом (Артуром) – около 500 года лишь отложила полное покорение островов до 570 года. В конце VI и начале VII века двигавшиеся на запад англы завоевали всю Британию, за исключением полуостровов Шотландии, Уэльса и Корнуолла.

От язычников-англов пострадали за Христа мученики Альдат Глостерский († 577) и почти в одно и то же время святые Теудриг (Феодор; † 595), Сидвелл (Сативола), Ютвара и Эрт. И все же христианская вера переселявшихся на запад бриттов исповедовалась ими весьма поверхностно; за неблагочестие их упрекают святые Патрик и Гильда. Не было епископов, а следовательно и некому было ставить священников, и с течением времени Православие стало восприниматься, по крайней мере некоторыми, всего лишь как традиция некогда прекрасного прошлого. Но хотя Православие и было в упадке, оно совершенно не исчезло. О вере помнили, хотя по ней и не жили. Британское Православие ждало тех, кто мог бы его заново укрепить. А эти «кто-то» должны были сами, по Промыслу Божию, утвердиться в Православии в монашеской Галлии. Залогом духовного возрождения послеримской Британии стал приход в V веке монашеских традиций из Рима и особенно из Галлии. Археологические находки свидетельствуют о развитии британского монашества под влиянием южно-галльским, испанским, североафриканским и даже непосредственно египетским; это происходило в конце V века главным образом в слабо романизированном Корнуолле, особенно в области Тинтаджела, затем – примерно с 500 года – во все еще римо-британском южном Уэльсе, а потом – в Ирландии. Весьма показателен пример святого Финиана Клонардского († 549), прозванного «учителем святых Ирландии»: он принял монашество в Уэльсе, а затем переехал в Ирландию.

Этот расцвет духовности в Ирландии и Уэльсе, где не было варваров, дает право называться этим местам Британской Фиваидой. Монашество пришло сюда из Галлии и Египта; с 500 по 600 год из Ирландии оно распространялось в Шотландию, а из Уэльса – в Корнуолл и Бретань. Это значило, что возрожденное Православие смогло снова сиять и процветать в западной Британии. Это была вера, никак не связанная с римской колониальной системой, и ей не угрожали варвары-германцы, как это было в Европе.

Так семена, посеянные прежде святыми Виктрицием, Нинианом, Германом, Палладием и более всего святым Патриком, под влиянием галльской и египетской традиций в VI веке возросли и привели к расцвету монашества. Восприняв веру из римо-британской традиции и укрепившись в галльском и египетском монашестве, святые Ирландии и Уэльса возродили Православие в Британии. Они преобразили лишь теплившееся британское Православие, которое римо-британским переселенцам героически удалось сохранить. Но это было именно преображение, а не продолжение традиции.

Итак, первая часть VI столетия отмечена успешным распространением монашеского Православия на кельтском западе и на севере. Это была эпоха ирландских и уэльсских святых, умело восстановивших и преобразивших остатки римского Православия монашеской традицией. Хотя они были кельтами, но в них было много римского и латинского, и они были верны старым традициям: сохраняли устаревшую к тому времени Пасхалию (определенную на Арльском соборе 314 года и оставленную Римской Церковью в 455 году из-за ее неточности) и старинную форму тонзуры. Но кельты утратили римскую систему епархий и приняли свою, клановую. Епископ был епископом клана. Это привело к образованию территориальных клановых структур, а не епархиальных, с несколькими епископами в каждом клановом монастыре, которым управлял игумен.

Пасхальная служба св. Брендана
Пасхальная служба св. Брендана

И хотя жития многих святых этого времени были утеряны – особенно тех, кто перебирался в Корнуолл или Бретань, а большая часть сохранившихся представляет собой собрание легенд и народных преданий, записанных спустя века, все же мы можем представить традиции этой «Фиваиды» ирландских и уэльсских монахов и аскетов. Ирландцы сторицей воздали за веру, которой были научены британцами – святыми Нинианом и Патриком, а также в Уэльсе и Галлии. Они любили странствовать и основывать монастыри на островах. Так, они приплыли на Аранские острова (святой Энда с острова Инишмор; † 530), на Внешние и Внутренние Гебриды (святые Донан, † 618; Конан, † 648; Фланнан с Фланнанских островов, † 650), на остров Айона (знаменитый святой Колумба, † 597, с многочисленными учениками, позднее основавшие монастырь на острове Линдисфарн). На острове Скай подвизался святой Маэлруба, апостол пиктов († 722), а также святой Комган († 750); на острове Бьют подвизались святой Махай († 480), святой Катан Кингартский († 560) со своим племянником святым Бланом († 585); на острове Малл жили подвижники Махар († 590) и Кеннет из Инчкеннета († 599); на острове Мэн строили монастыри и проповедовали святой Герман († 475), святой Махал († 498), святой Конан († 648) и другие; в Шотландии подвизались (дав целой стране – Шотландии – имя своей страны – Скотии, как раньше называлась Ирландия) святой Кессог, святой Катан, святые Махан и Махар Абердинские († ок. 560), святой Молуаг († 592), святой Мирин († 650), святой Фергус († 725), святой Кентигерна – на острове Инчебройда († 733); на Оркнейских островах спасались святые Дотто († 550), Серван († 550), а на Фарерских островах трудились чудотворец Брендан Мореплаватель († ок. 575) и другие. На всех этих островах, даже на тех, что далеко на севере, до сих пор сохранились кельи отшельников – прославивших эти места святых ирландских миссионеров и их шотландских учеников.

Уэльсские святые шли на запад, вдоль римских дорог, к берегам; они селились на островах Англси, Пристхольм (или Паффин, известный и как «остров святого Сериола»), Черч-Айленд (или остров святого Тисилио; † 640) и Холихэд (или Инис-Гиби). Здесь подвизались святые Двинвена († 465), Сериол и Киби († 555), Элет, бывший король († 570), Галго († 570), Ллибио († 590), Гвенфаэн († 600), Мидан († 610), Махуд († 630). Многие святые избирали для своих подвигов остров Бардси в Уэльсе – здесь подвизался знаменитый святой Кадфан († 540), а также остров Рамси – здесь подвижничали святые Иустин († 540), Дубриций († 546) и Дерфел († 560). Знаменитыми монашескими островами Уэльса были также Барри-Айленд (святой Баррук, † 600) и Калдей (святые Дубриций и Самсон – † 565).

Они также перебирались на полуостров Корнуолл (юго-запад Британии). Здесь монашествовали мученики Фингар и Фиала († 455), святые Пиран, Кеу, Морвенна и Мабин († 500), Эндельон (Эндельена) и Кейна († 505), Клетер († 550). Святые подвижники и аскеты также отправлялись в область под названием Девон; там подвизались святые Нектан († 510), Румон и Браннок († 525), Петрок и Аустелл († 564); в Сомерсете подвижничали святые Конгар († 520), Каранток († 600), Декуман († 706), на острове Силли – святой Элидий († 620). Они достигли Нормандских островов, как святые Бранваладер, бывший король († 560), и Маглорий с острова Сарк († 757); перебирались на полуостров Бретань (современная Франция), как святые Мавес († 480), Корентин († 490), Бриок († 510), Армел († 552), Туди и Тудвалл († 560), уже упомянутые нами Самсон Дольский, Павлин, а также Будок († 585), Меван († 617) и знаменитый святой Мало († 640).

Эти святые подвижники оживили искры веры, теплившиеся еще со времен римского «имперского Православия вилл», о котором помнили некоторые бритты. Ирландские и уэльсские святые распространили веру по всему западу, перебираясь из одного места этого кельтского мира в другое, обмениваясь духовным опытом, передавая благочестие. Их монашеское Православие имело успех, потому что было укоренено в культуре, то есть воспринималось местным населением как свое, а не как чуждое римское колониальное «Православие вилл». Ирландцы и валлийцы знали латынь, они имели знания о вере и традициях Римской Церкви V века; и у них была монашеская традиция, принесенная из Египта – напрямую или опосредованно, через Галлию. Так что только именно при таком духовном прорыве могла осуществиться миссия святого Колумбы из Ирландии на остров Айона в 563 году, а затем дальше, укрепив Православие в северной, западной и центральной Шотландии и на всех западных островах, распространившись с Айоны на Линдисфарн и северную Англию.

Этот замечательный ирландский монашеский дух впоследствии распространился из Британии в Европу благодаря миссионерам-просветителям: святому Фридолину († 540) в Германии; святому Фридиану, епископу Лукки в Италии († 588); святому Колумбану († 615) во Франции, Швейцарии, Бельгии и Италии; святому Галлу († ок. 645) в Швейцарии; святым Дисибоду († 680) и Килиану, мученику († 689), в Германии; святым Фурсею († 648) и Винноку († 717) на севере Франции; святому Катальду в Таранто, в Италии († 720); святому Виргилию Зальцбургскому († 784) в Австрии и многим другим.

После нападений викингов на Ирландию в IX веке, что прервало монашеское движение, другие святые ирландцы, на этот раз беженцы и переселенцы, тоже обосновались в Европе (как, например, святой Донат († 876), нашедший приют в Италии, и святой Финтан († 879) – в Германии), принеся с собой свет Евангелия, просвещение и ученость в Западную Европу, остававшуюся варварской до самого конца IX века. Отправляясь на север и на запад, ирландские отшельники первыми заселили Шетландские острова, затем Фарерские острова, потом – Исландию, а может быть даже и Северную Америку, где жили и молились до прихода туда около 1000 года норвежцев. Некоторые предполагают, что, двигаясь на запад и на юг, ирландцы достигли Азорских островов и Бразилии.

После 600 года: Церковь восстановленная

Но, несмотря на все это, именно на долю святого Августина († 604) и приехавших вместе с ним монахов выпало заново насаждать Православие в королевстве Кент и на юго-востоке Британии. Христиане Уэльса, хотя и укрепившиеся в вере, все еще относились слишком неприязненно к завоевателям-англам, чтобы разделить с ними «свою» веру, как писал об этом преподобный Беда. Единственным следом прежней православной веры на востоке было сохранившееся почитание первомученика Британии святого Албана. Православие покинуло восток римской Британии и удалилось на запад, чтобы там укрепиться, но не возвращаться – в теперь уже Англию.

Святитель Григорий Великий посылает св. Августина проповедовать на Британских островах
Святитель Григорий Великий посылает св. Августина проповедовать на Британских островах

И все же северу Англии было суждено получить просвещение в вере от ирландских монахов, прежде всего святого Айдана († 651) и его учеников, вышедших с монашеского острова святого Колумбы – Айоны. Есть мнение, что, даже если бы не было миссии святого Августина, ирландцы все равно просветили бы всю Англию. Это кажется вполне вероятным. В любом случае, во второй половине VII века на церковном соборе в городе Уитби (663–664), а также трудами греческого архиепископа Кентербери святителя Феодора Тарсянина (668–690), кельты и англы были объединены, образовалась единая англо-кельтская традиция Британских островов. Самым замечательным примером этой англо-ирландской традиции был, безусловно, святой Кутберт, чудотворец всей Британии (634–687). Важно отметить, что духовное влияние этой островной «Фиваиды», ее святых, почти все из которых были монахами: Ниниан, Патрик, Иллтид, Давид, Колумба, Августин, Айдан, Кутберт, Феодор и многие-многие другие – римские, кельтские, английские, – ощущается здесь, на Британских островах, и в наше время. Так и должно быть. Православие возвращается и должно опять развиваться в Британии XXI века, противостоя новому варварскому натиску современного язычества.

Итак, сделаем выводы. Иностранное, буржуазное, академическое, «имперское» Православие, «Православие вилл» – не приживается. Это подтверждают события послеримской истории Британии, а также события британской истории последних 50 – и даже больше – лет. Принесет плоды только подлинное монашеское Православие, Православие, укорененное святыми, особенно местными святыми Британских островов, Православие, основанное на православной традиции Британских островов, а не «имперское Православие» этнических групп и не «Православие вилл» парижских философов. Мирское, «конформистское», «удобное» Православие никогда не выживет – его надо преобразить и оживить подлинно монашеской традицией, тогда оно будет иметь действительно духовное значение. В наше время подобное случилось с греческим Православием в США, куда оно зачастую приносилось просто как ностальгический, этнический, эллинский культ, но сейчас укреплено подлинным, афонским монашеством старца Ефрема и его 17 мужскими и женскими монастырями, основанными за очень короткое время.

Надеемся, что то же самое произойдет и в нашей стране – Британии. Православие, низведенное до этнических обычаев и прав на собственность, принесенное откуда бы то ни было, не имеет твердой почвы и не устоит под натиском современного язычества. Православие должно быть укоренено в универсальной, настоящей, духовно живой традиции Церкви Божией, традиции святых – а иначе оно будет нежизнеспособным.

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа
Orthodox England. Vol. 11. № 2.

Православие.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Торговые дома и представительства Республики Татарстан»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.tattrade.ru

Все новости раздела





Другие новости раздела:
10.03.2015 Состоялось шестое заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви
10.03.2015 В Карелии простились с почившим митрополитом Петрозаводским и Карельским Мануилом
10.03.2015 Состоялось очередное заседание Синода Эстонской Православной Церкви
10.03.2015 Начал работу сайт, посвященный мониторингу прав и свободы православных христиан в Европе
10.03.2015 В Российском православном университете пройдет круглый стол «Примирение истории: условный компромисс или шанс на будущее?»

Все новости раздела


 

  © Проект разработан Государственным Некоммерческим Фондом «Центр Производственной Субконтрактации Республики Татарстан» по заказу Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан — 2006